Еще в 2008 году, когда АВТОВАЗ становился частью Альянса «Рено-Ниссан», были обозначены планы совместного развития. АВТОВАЗ получит права на платформу В0, и будет сначала выпускать лицензионный автомобиль Largus, затем создаст собственную модель на глобальной платформе. Спустя пару лет в стратегии развития LADA был уже обозначен класс этой новой модели – высокий хэтчбек, он же городской кроссовер.
Основные обновления LADA, проделанные за последние пять лет, в том числе вывод на рынок LADA Vesta и LADA XRAY – все это было тщательно спланировано на основе анализа российского рынка. Мы наблюдаем редкое явление в истории российского автомобилестроения: компания целых пять лет развивается по заранее намеченному плану. АВТОВАЗ обещал вывести на рынок новую модель – и выполнил это обещание.
Кроссовер? Да.
В Январском Сочи, где прошел официальный тест-драйв XRAY, на дорогах была и снежная каша, и мокрый асфальт, и обледенелые серпантины. Именно в таких условиях раскрылась «кроссоверная» сущность «Икса». 195 мм клиренса означают, что автомобиль не только не застрянет, но даже не будет пугать водителя скрежетом снега или грязи о днище. О каше на дорогах напоминает лишь мигание предупреждающей лампочки, и срабатывание противобуксовочной системы. Электронный контроль тяги очень помогает при штурме скользких подъемов. Там, где другие, посвистев покрышками, грустно откатываются вниз, XRAY ползет внатяг, с упорством маленького танка. Антибукс, как и система курсовой устойчивости, не отключаемый. Поначалу это может огорчить любителя скользить при разгоне, торможении и повороте. Но только поначалу. Для динамичного передвижения на XRAY вовсе необязательно стартовать с визгом или пытаться почувствовать предел сцепления шин на вираже. За разгон отвечает тяговитый мотор, информативный руль помогает уверенно прописывать траекторию, а электроника позволяет смело входить в поворот на приличной скорости. Если возникнет опасность сноса передней оси или заноса задней, ESC мягко откорректирует скорость, обрубая подачу топлива и повышая давние в тормозной магистрали. Кто-то скажет: «электроника расслабляет водителя». Нет, она просто дает больше возможностей – и конечно, кардинально снижает риск попасть в аварию. Количество ДТП с погибшими в России в прошлом году снизилось примерно на 15% – при том, что автопарк растет. И это заслуга современных безопасных автомобилей.
Кстати о безопасности: у LADA XRAY в базовой комплектации, помимо электронных помощников, есть две подушки безопасности и ремни передних сидений с преднатяжителями и ограничителями нагрузки. С таким набором автомобиль успешно выступил в сертификационном краш-тесте на скорости 56 км/час. Более того – у XRAY есть все шансы получить хороший результат и на независимом тесте, когда удар выполняется на скорости 64 км/час. «Веста» уже доказала свою безопасность, получив высокие оценки экспертов ARCAP, теперь очередь за «Иксом». Сейчас самое время заключать пари, потому что разработчики автомобиля уже дали свой прогноз – они ожидают максимальный, четырехзвездный рейтинг.
Смелая цена Продажи LADA XRAY назначены на 14 февраля – к этому дню более сотни лучших дилеров получат минимум по 7 машин на шоу-рум. В этих избранных салонах пройдут чествования первых покупателей и другие праздничные мероприятия под общим названием X-DAY.
По замыслу создателей, XRAY призван полностью обновить представления россиян о бренде LADA. По оснащенности, энерговооруженности он действительно выделяется. Но и цена – смелая, как выразился президент АВТОВАЗа. Это уже не «сверхдешевая» LADA. Выход в класс кроссоверов подразумевает соответствующую стоимость, которая стартует с отметки 589 тысяч рублей.
В базовую комплектацию под названием Optima (мотор LADA 1,6 л., 106 л.с., МКП) входят два айрбега, система курсовой устойчивости ESC, система помощи при старте на подъеме, аудиосистема, регулировка сиденья водителя по высоте, система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, светодиодные дневные ходовые огни, центральный замок с дистанционным управлением со складного ключа, 16-дюймовые литые диски колес и др. В более дорогих версиях предлагается японский мотор Н4 (1,6 л, 110 л.с.) в паре с МКП от «Рено», и новый вазовской мотор 1,8 (122 л.с.), который сблокирован с двухпедальной АМТ. Среди «пакетных» опций XRAY – подогрев передних сидений, охлаждаемый перчаточный ящик, мультимедийная система с навигатором, обогрев лобового стекла, камера заднего вида, климат-контроль, датчики дождя и света. Стоимость автомобиля в максимальной комплектации, оснащенного двигателем LADA 1,8 и AMT – 723 тысяч рублей.
В 2016 году планируется продать около 20 тысяч LADA XRAY. По словам директора проекта LADA XRAY Олега Груненкова, этот прогноз сформирован на основании пессимистичного сценария для российского рынка. Впрочем, компактные кроссоверы сегодня набирают популярность, поэтому объем производства LADA XRAY при необходимости можно увеличить до 60 тысяч в год.
С. Березий, специально для “Семь Верст”